Владимир Левченко: «Себя отношу к категории «не дрейфовать», а в молодости – тем более»

 
                            
                                Владимир Левченко: «Себя отношу к категории «не дрейфовать», а в молодости – тем более»

Исполнительный директор Всероссийской федерации самбо Владимир Левченко после школы работал слесарем на витаминном комбинате. Окончил Высшее Военно-морское училище имени Фрунзе, в котором «учились Айвазовский, Римский-Корсаков, Даль». Долгое время работал в ЦК ВЛКСМ – «занимался проблемами патриотического воспитания».

Жизнь и смерть 45-го: Владимир Левченко о дне своего рождения

Мой отец прошел Смоленск, Сталинград и в Курской битве был тяжело ранен. Вернулся домой. Жизнь есть жизнь: я родился в январе 45-го, а в августе, когда мне было всего семь месяцев, он умер.


                            
                                Владимир Левченко: «Себя отношу к категории «не дрейфовать», а в молодости – тем более»

Александр Тимофеевич Левченко / фото из личного архива Владимира Левченко

И вот что интересно! В свидетельстве указано, что день моего рождения – 8 января 1945 года, но и свидетельство выдано в тот же день. Я всю жизнь считал себя ровесником Победы, абсолютно не задумываясь над тем, что так не бывает: родился 8 января и 8 января тебе выдали документ. Только «о смерти» в тот же день выдают.

Я начал копать, сделал запрос. И что вы думаете?! Через какое-то время пришла бумага, где сообщалось, что день моего рождения – 15 декабря 1944 года. Представляете?! Поэтому сегодня те, кто знают, поздравляют меня два раза – и в первый, и во второй день.

30-летие Победы

Владимир Левченко вспоминает, как в 1975 году принимал участие в организации автопробега, посвященного 30-летию Победы:

«Пробег назывался «Знамя Победы – знамя Социализма». Участвовал Советский Союз и страны соцлагеря. 56 машин! Собрались в Москве, провели митинг, возложили цветы к мавзолею Ленина и поехали. Я был комиссаром пробега и занимался всеми оргвопросами: куда едем, где живем, какая программа. В нашей группе было два Героя Советского Союза, участники Великой Отечественной войны. Летчик и артиллерист. Проехав всю Европу, 8 мая мы были в Берлине. Митинг громадный, прием, праздник. Все целовались, обнимались и радовались. Я это запомнил на всю жизнь».


                            
                                Владимир Левченко: «Себя отношу к категории «не дрейфовать», а в молодости – тем более»

Участники автопробега на митинге в Болгарии / фото из архива

Из интервью Владимира Левченко. Апрель, 2015 год

В школе преподавали немецкий язык, но мы не хотели его учить! Как это?! Фашисты с нами воевали, разрушали, а нам этот язык преподают. Мы это пропускали через себя.


                            
                                Владимир Левченко: «Себя отношу к категории «не дрейфовать», а в молодости – тем более»

Владимир Левченко в форме / фото из архива

Самый точный фильм о войне – «Горячий снег». Там показана тяжесть. В мое время фильмы рассказывали как-то… бравурно. Вот мы такие мужественные, мы такие все решительные, мы всех гоним. Как Чапаев… он хоть и погибает, но на коне.

Я знал одну пару, оба были участниками Великой Отечественной войны. Оба летчики. Харламов Семен Ильич и Попова Надежда Васильевна. Был такой женский авиационный полк, о котором снят фильм «Ночные ведьмы». Вот она там воевала. Ей было присвоено звание Героя Советского Союза. Два Героя в одной семье. Хорошие люди. С ними было приятно общаться.

Я себя отношу к категории «не дрейфовать», а в молодости – тем более.

Наше поколение считало своим долгом не дать повториться тому, что пережили наши родители и деды. Мы были на этом воспитаны. Естественно, многие хотели быть военными. Я в том числе.

Мне нравились моряки. В 17 лет я первый раз поехал в Севастополь и буквально влюбился в этот город. А тут как раз призыв. Прихожу в военкомат, прошел комиссию, и ходят матросы. На погончиках написано «СФ». Мама говорит: «Это, наверно, Севастопольский флот». Я обрадовался! Только потом узнал, что Севастопольского флота нет, есть Северный. Там я и служил.

В 1958 году в Севастополе была спущена на воду первая атомная подводная лодка. Рядом находился завод «Звездочка», где эти лодки ремонтировали. При проведении работ на одной из них произошел несанкционированный пуск мощности реактора, громадный пожар, и нас бросили заниматься ликвидацией последствий этого пожара. Дозиметры, которые у нас были, просто изымали. Даже не показывали, сколько ты там глотанул. После этого, как сейчас помню, «за мужественные и решительные действия» меня порекомендовали кандидатом в члены КПСС!


                            
                                Владимир Левченко: «Себя отношу к категории «не дрейфовать», а в молодости – тем более»

Харламов Семен Ильич и Попова Надежда Васильевна / фото из архива

Семья Героев

Из рассказов Надежды Поповой

1942 год. Марлевые повязки закрывали всю его голову и лицо. Из-под бинтов видны были только глаза и губы – таким я впервые увидела Семена Харламова. Я села рядом. Завязался разговор. Семен спросил: «На каком самолете вы летаете?» Я ответила: «А Вы угадайте!» Он перечислил все виды военных самолетов. А когда я сказала, что летаем мы на У-2, он удивился: «Это же учебный самолет. Как на нем можно воевать?» И еще больше удивился, когда узнал, что мы не просто летаем, а громим вражеские объекты.

«Как это было! Как совпало – война, беда, мечта и юность!» – написал поэт-фронтовик Давид Самойлов. Это про нас!

1945 год. 23 февраля во всех газетах страны на первой полосе опубликовали Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении нам обоим звания Героя Советского Союза. Этот указ у нас вроде брачного свидетельства.

А «расписались» мы 10 мая 1945 года на стене Рейхстага: «Надя Попова из Донецка», «Семен Харламов из Саратова». И именно этот день всю свою жизнь считали днем своего бракосочетания.

Из книги «Победа. Личное дело». Екатеринбург, 2015 год.

sambo.ru